вторник, 25 октября 2011 г.

Легендарная посадка на Неву

Незадолго до начала нового 2008 года автор этого материала получил поздравление из Киева от незнакомой ему женщины, Екатерины Мостовой. В письме были и такие строки: «Спасибо Вам огромное за то, что рассказали о моем легендарном однофамильце Викторе Яковлевиче Мостовом». И тогда я вспомнил эпизод почти 45-летней давности, когда мне посчастливилось увидеть и самолет, совершивший посадку на Неву, и его командира - в ту пору молодого В. Мостового, который со своим экипажем смог найти выход из, казалось бы, безвыходного положения. В тот час на принятие решения отводились даже не минуты, а считанные секунды.Можно было бы спокойно отнестись к полученному письму, если бы к нему Екатерина не приложила 14 страниц с комментариями разных людей, позаимствованными ею в Интернете. Из них я узнал, что многие читатели либо не верят в происшедшее, либо очень искажают факты. Знать же истину в данном случае необходимо.
Памятный день
Пятого октября 1963 года между 2 и 3 часами дня я шел к трамвайной остановке по Гранитной улице в Ленинграде на Малой Охте. В сторону Невы бежали десятки людей, и я подумал, что, вероятно, произошла авария
с двухмоторным самолетом Ил-14, который незадолго до этого на бреющем полете несколько раз пронесся над нашим домом. К бегущим присоединился и я. К моему удивлению, у правого берега Невы, почти рядом с Финляндским железнодорожным мостом, был пришвартован пассажирский турбореактивный самолет Ту-124! Между самолетом и берегом (в ту пору еще не было гранитной набережной) виднелись плоты, по которым осторожно, чтобы не замочить ноги, шли пассажиры авиалайнера. Вид у них был ужасный. На позеленевших лицах проступали багровые пятна, красноречиво вопиющие о пережитом.Команда авиалайнера, напротив, выглядела спокойно. Я бы сказал, радостно. Во всяком случае, такой вид имел летчик в темно-синем мундире и в форменной аэрофлотской фуражке — Виктор Мостовой. Вместе с другими членами экипажа он осматривал авиалайнер. Лишь одно его крыло было закреплено на бревнах плота. Вскоре вблизи приземлился вертолет, из которого вышли высокие аэропортовские чины, включая и знаменитого воздушного аса, дважды Героя Советского Союза П.А. Покрышева (в те годы он был одним из руководителей питерского аэропорта). Но раньше всех к месту происшествия прибыла милиция,оцепившая набережную. Любопытных было великое множество. Фотографировать не разрешалось, но мне удалось сделать несколько памятных снимков. Они без пользы пролежали 33 года и впервые были опубликованы лишь в журнале «НЛО» в 1996 году.
Поломка при взлете
Работающие на взлетном режиме турбины гнали пассажирский авиалайнер по взлетной полосе таллинского аэропорта. На скорости около 200 км/час командир Ту-124 27-летний Виктор Мостовой легко оторвал самолет, с 44 пассажирами и начал набор высоты. Предстоял маршрут Таллин - Москва. Теперь можно было убрать шасси, и бортмеханик Виктор Павлович Смирнов (самый старший по возрасту из 6 членов экипажа, включая двух борт-проводников), получив приказ командира, включил механизм, убирающий шасси. Мостовой уже разворачивал лайнер на заданный курс, когда на табло зажглось аварийное предупреждение о неисправности носового шасси. Позже выяснилось, что заклинило стойку переднего колеса и оно не входило полностью в гондолу. Радист Иван Перемин немедленно доложил о поломке диспетчеру. Ответа с земли пришлось ждать недолго. Рейс на Москву отменялся. Штурман Владимир Царев уже готовил новые полетные данные с курсом на Ленинград.
Выработка топлива
Мостовой и его второй пилот Василий Чечнев - бывший военный летчик, летавший на гидросамолетах, - хорошо понимали, в какую неприятную историю они попали. Им предстояло либо совершить аварийную посадку в Ленинграде с неисправным носовым шасси на бетонную полосу, а это грозило опрокидыванием самолета на большой скорости, либо садиться на глубоко вспаханную землю, что создавало условия для возгорания и даже взрыва. В обоих случаях необходимо было выработать почти весь запас горючего. На подходе к Ленинграду Мостовой получил разрешение лететь на высоте 500 метров вокруг города для выработки горючего.
Никто из пассажиров до последних минут ничего не знал о случившемся. Бортмеханик пытался наладить работу носового шасси, но его попытки не увенчались успехом. В ленинградском аэропорту начали тщательно готовиться к приему аварийного борта. А вдоль взлетной полосы уже стояли наготове пожарные и санитарные машины.
Отказ двигателей
Когда, завершая девятый круг вокруг Ленинграда, Ту-124 находился над Финским заливом, неожиданно стала глохнуть левая турбина. Несколько раз «прокашляв» и выпустив заряд черного дыма, она остановилась, хотя прибор еще показывал наличие в баках небольшого количества топлива. «Отказ левой турбины», - передал на землю Мостовой. «Спрямляйте курс над городом», - прозвучало в ответ.
После отказа одной турбины управление самолетом резко ухудшилось, но дотянуть до посадочной полосы все-таки было можно. Однако, когда самолет находился над самым центром города, произошел еще один сюрприз: остановилась вторая турбина! Как выяснилось позже, бортовые расходомеры завышали остаток топлива в баках. После отказа турбин авиалайнер еще планировал по инерции. Но длилось это недолго. Клюнув носом, он резко пошел к земле!
Приводнение
Когда лайнер исчез с экрана монитора, все поняли, что ему грозит. Однако и Мостовой, и его второй пилот Чечнев не потеряли присутствия духа. Судьба давала им всего несколько секунд на спасение пассажиров и собственных жизней. «Садись на воду!» - крикнул Мостовому второй пилот, когда под крыльями стремительно промелькнули Смольный, Охтинский мост (над его фермами пролетели на высоте всего несколько метров!). Мостовой и Чечнев максимально выбрали штурвалы на себя, чтобы  Пассажиры Ту-124
возможности мягче войти в воду. Еще мгновение, и ровно 14 секунд спустя после остановки двигателей Ту-124 вспорол невскую гладь!
Признание свидетеля
Один из очевидцев происшедшего В. Алексеев вспоминает: «Я ждал троллейбуса на набережной около Таллинской улицы. И вдруг увидел вынырнувший из-за домов самолет. Стремительно снижаясь, он скользнул над буксиром, тащившим плот. Затем, вздымая каскады брызг, приводнился, предварительно поднырнув в невскую воду. Все это случилось так быстро, что до сознания не сразу дошло,- что это не гидроплан».
Спасение
Приводнившийся на Неву впервые за всю историю реактивный лайнер был вовремя отбуксирован катером, обслуживавшим плоты. Никто из пассажиров даже царапины не получил - лишь бортмеханик немного поранил палец. Уже к вечеру первого дня приводнения Ту-124 затонул, набрав воду через отверстия в двигателях и других частях фюзеляжа. Впрочем, из воды торчал хвост самолета. Вскоре его подняли портовым краном, отрезали автогеном крылья и увезли на слом. Пассажиров отправили в Москву - кого поездом, а кого воздухом.
Награды
Виктор Яковлевич Мостовой спустя какое-то время был награжден за проявленное мужество орденом Красной Звезды. Весь экипаж удостоился медалей. Виктор Яковлевич около года учился в Академии гражданской авиации, но ушел, стосковавшись по небу. Позже летал в Краснодарском крае. По сведениям, присланным мне Екатериной Мостовой, 72-летний ветеран проживал с семьей в Москве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий