пятница, 2 декабря 2011 г.

Первые крылья Сергея Королева

Далеко не все знают, что первым увлечением Сергея Павловича Королева - нашего Главного космического конструктора - были не ракеты, а безмоторные летательные аппараты - планеры. Но и в этой области он проявил себя новатором и творцом.Краснокрылый «Коктебель»
Осенью 1929 года в шестой раз приехали советские планеристы в Крым, в поселок Коктебель, на Всесоюзный слет. Под щедрым южным солнцем на склонах горы Узун-Сырт выстроились два десятка безмоторных летательных аппаратов. Они выглядели по-разному. Среди небольших планеров летчика-конструктора Грибовского, остроносой «Жар-птицы» и экзотического «Гнома» Черановского выделялся изящный краснокрылый «Коктебель». Создателем его был молодой инженер Сергей Королев.
Этот планер был не первой его конструкцией. За много лет до слета Сергей, одесский школьник, увлекся планеризмом и даже разработал проект оригинального «безмоторного самолета. И позже, в Киеве, когда учился в политехническом институте, проектировал и строил планеры. Его девизом стали слова: «Самому строить, самому испытывать».
Несмотря на солидный вес - около трехсот килограммов - «Коктебель» показал себя отличным планером. Нередко в его кабину усаживался сам конструктор и долго летал над долиной. Например, 15 октября 1929 года Сергей Королев парил более четырех часов, показав на слете второй результат по продолжительности полета!
Многие участники планерного слета потом приобрели широкую известность, как, например. Олег Константинович Антонов - конструктор ряда замечательных транспортных самолетов. Именно тогда, в Крыму, Антонов познакомился с молодым Королевым.
Памятная встреча
Наша встреча с Сергеем Павловичем, - вспоминал Антонов,  произошла в большой палатке, в которой хранились планеры. Я находился в одном углу палатки, он - в другом. Вдруг слышу, ко мне кто-то обращается глуховатым голосом: "Что это у вас в руках - плоскогубцы? Киньте их мне в голову". Я обернулся и увидел невысокого человека в черной кожанке с открытым приятным лицом. Разумеется, плоскогубцы я ему дал. С этого началось наше знакомство».
Антонов также вспоминал, что Королев очень любил летать. «Сергей Павлович летал уверенно, красиво, - рассказывал Олег Константинович, - чувствовалось, что планером управляет человек, которому машина подчиняется, которому полет доставляет удовольствие. В то время он уже учился летать на самолете и вскоре получил диплом летчика».
Может быть, в одном из полетов в крымском небе и возникла у Королева смелая мысль создать планер, предназначенный не для спокойных, парящих полетов, а для выполнения фигур высшего пилотажа, например, «петли Нестерова», или, как говорили в то время, «мертвой петли».
Было ясно, что такой планер должен обладать особым запасом прочности, раз в десять большим, чем обычный планер, и в то же время иметь минимально возможный вес. Совместить эти требования оказалось очень непросто.
Последнее достижение техники
Кое-какой опыт в совершении планерами фигур высшего пилотажа к тому времени (к 1930 году) уже был. Первым на исполнение «мертвой петли» решился американский летчик Хозс. Этот отважный пилот совершил четыре «петли», однако планер при этом поднимали на необходимую высоту самолетом-буксировщиком. Королев же стремился выполнить «мертвую петлю», взлетая на планере с земли.
Новый планер Королева был, без преувеличения говоря, последним достижением летной науки и техники. Недаром его назвали «Красная звезда». Планер имел каплевидный, хорошо обтекаемый фюзеляж и широкую удобную кабину, вмещавшую парашют для пилота. «На планерах тогда летали без парашютов, - писал O.K. Антонов. - Да что там парашюты! Привязываться поясом к сиденью считалось неприличным!».
Интересно отметить, что необыкновенный планер был построен всего за 47 дней и в условиях, как писал сам Королев, «далеко не идеальных». Первые пробные полеты на нем совершал сам конструктор в Крыму на очередном слете планеристов осенью 1930 года. И в этот период случилась беда: Сергей Павлович заболел брюшным тифом и слег в феодосийскую больницу.
Выздоровление шло медленно, и Королеву, к его большому сожалению, так и не удалось увидеть замечательный по смелости и красоте полет «Красной звезды». Летчик Василий Степанченок 28 октября 1930 года поднялся в небо на этом планере и выполнил на нем три «мертвые петли».
Исторический полет
Один из очевидцев исторического полета Степанченка рассказывал: «Чрезвычайным по достижению днем планерного слета являлся, конечно, день 28 октября. Чуть ли не впервые задул действительно приличный ветер. Все планеры уже совершили посадку, когда из нижнего лагеря на старт была выставлена «Красная звезда», стоявшая до того времени из-за болезни своего конструктора без движения. Опробовать машину взялся летчик Степанченко».
Планер набрал высоту около 200 метров, истаявшие на земле увидели, как машина круто наклонилась носом вниз. Угол снижения становился все круче и круче. Вдруг планер плавно взмыл вверх и сделал правильную, ровную «петлю»! Новый набор высоты, и — опять идеально чистая «петля». За ней - третья!
«Ветер хлестнул в лицо, - вспоминал Степанченок. - Теперь последнее движение рулем глубины, и я вижу, как земля ринулась на меня, а деревушка Бароколь стала быстро расти на глазах... Сколько я потерял высоты? Земля кажется так близко. Медленно ослабляю давление на ручку, и планер, приподнимая нос, уже бороздит небо. Вот он уже в вертикальном положении. Мелькнул южный склон Узун-Сырта. Еще несколько мгновений, и... планер спокойно продолжает нормальный полет! Дело сделано. За первым шагом последуют шаги более уверенные».
Летчик оказался прав. Через два года, на восьмбм планерном слете он, Василий Степанченок, выполнил за один полет 115 «мертвых петель», из них почти три десятка подряд!
Полет на ракетоплане
Прошло еще пять лет. Наступила ранняя осень 1935 года. С подмосковного аэродрома взлетел «воздушный поезд»: за самолетом тянулся двухместный планер. Сделав круг над аэродромом, самолет и планер повернули на юг. Так и летели они, связанные длинным тросом, до самого Коктебеля.
Это был очередной и, добавим, последний планер Сергея Павловича Королева. Назывался он СК-9. Один из самых тяжелых на слете, он не мог соперничать с легкокрылыми планерами.
Уже работая в знаменитом Реактивном научно-исследовательском институте, Королев задумал построить ракетоплан, установив на СК-9 жидкостный ракетный двигатель. На планере смонтировали топливные баки, электрические аккумуляторы, сложную сеть трубопроводов.
Но самому испытать ракетоплан Сергею Павловичу не довелось. Еще в конце 1938 года он был арестован по нелепому обвинению: за подрыв государственной промышленности и участие в контрреволюционной троцкистской организации. Много месяцев Сергей Павлович работал на золотом прииске в лагере Мальдяк на Колыме.
Не пришлось ему увидеть полет своего ракетоплана и 28 февраля 1940 года. Диковинным аппаратом управлял летчик, опытный планерист Владимир Федоров. Полет продолжался меньше двух минут и скорость была небольшой, но все, кто стал очевидцем этого события, понима ли: на их глазах рождается реактивная авиация.

Комментариев нет:

Отправить комментарий