пятница, 2 декабря 2011 г.

Атака века

Балтийское море. Окрестности банки Штольпе. 30 января 1945 года. 23.08 по московскому времени. Борт громадного германского пассажирского лайнера «Вильгельм Густлов» разорвали сразу три торпеды. Через 40 минут корабль ушел на дно, оставив барахтаться в ледяной воде тысячи людей. Среди поднявшегося переполоха советская подводная лодка С-13 канула в ночную темноту. Так закончилась атака, по праву заслужившая сразу два эпитета - «атака века» и «трагедия века»...Операция «Ганнибал»
В конце 1944 года советскими войсками была окружена Курляндская группировка вермахта. То же самое угрожало гитлеровцам и в Восточной Пруссии. Понимая, чем все это может кончиться, фюрер решил вывести оттуда некоторые подразделения в западную часть Германии. В первую очередь это относилось к школам, готовившим кадры подводников. Так была задумана операция «Ганнибал». Командующий германским ВМФ - кригсмарине - гросс-адмирал Дениц приказал адмиралу Кумменцу удерживать контроль над Данцигской бухтой, чтобы обеспечить эвакуацию. Курировал операцию «Ганнибал» гаулейтер Данцига Форстер.
Ответственные за операцию прекрасно понимали, что погрузить на суда более трех тысяч моряков незаметно вряд ли удастся. Поэтому решили укрыть офицеров и курсантов в массе беженцев: чиновников, партийных и государственных деятелей, чинов СС и СД и членов их семей. Тех и других предполагали разместить на двух крупных пассажирских судах - «Ганза» и «Вильгельм Густлов». Последний построили в 1938 году для круизов по Атлантике, с началом Второй мировой войны переоборудовали в госпитальное судно, а в 1940-м, как и «Ганзу», передали учебной флотилии подводных лодок в качестве плавучей базы. О перевозках солдат и техники из Курляндии и Восточной Пруссии советское командование узнало своевременно, и с конца 1944 года стало посылать подводные лодки в Южную Балтику. 11 января 1945 года из финского порта Турку в очередной поход отправилась подводная лодка С-13 под командованием капитана 3 ранга Александра Ивановича Маринеско. 20 января на «Вильгельм Густлов» приняли 3700 будущих подводников, преподавателей и свыше тысячи чинов СС и СД...
«По правому борту - винты!..»
Шли дни, и капитан лайнера то и дело получал распоряжения разместить все новых и новых пассажиров. Так, 26 января на «Густлове» обосновались 400 женщин-военнослужащих, и общее число пассажиров достигло 4500, а к вечеру к ним присоединились еще 1500 человек. Люди были размещены в ресторанах, барах, гимнастических залах, салонах, даже в плавательных бассейнах. Командир 2-й учебной флотилии субмарин капитан Шютце 30 января в полдень приказал капитанам лайнеров выйти в море с таким расчетом, чтобы ночью миновать район Хелы - остров Борнхольм, где уже были замечены советские подводные лодки. Немцам способствовала штормовая погода со снежными зарядами, ухудшавшими видимость. Кроме того, Шютце очень рассчитывал на сильный эскорт. И... совершенно зря. Выполняя требование абсолютно засекретить операцию «Ганнибал», подчиненные Шютце сочли излишним сообщить время выхода судов в море Охране водного района (ОВР), где формировался конвой для транспортов. Поэтому ОВР не смогла выделить сразу крейсер и эсминцы, которые были заняты обстрелом берега. В результате «Вильгельма Густлова» и «Ганзу» прикрывали только миноносец «Леве» и катер-торпедолов ТФ-19.
В 16.00 «Ганза» внезапно описала циркуляцию и застопорила машины -    испортилось рулевое управление.После непредвиденной задержки корабли вновь отправились в путь.
Около 20.00 гидроакустик С-13 Иван Панцев сообщил в центральный ост, что по правому борту прослушиваются шумы винтов большого корабля... Маринеско приказал всплыть
в позиционное положение, и в 21.00  сигнальщик заметил темный силуэт небольшого судна, за которым просматривалось другое, более крупное. «Когда снег рассеялся, я
увидел океанский лайнер, - рассказывал потом Маринеско. - Он был огромен!"Роковая вторая торпеда Пропустив немцев, С-13 сзади пере¬секла их курс и легла на параллельный. Вскоре стало ясно, что лайнер уходит
-    скорость лодки в полупогруженном состоянии была слишком мала. И тут командир С-13 принял решение, которое в иной ситуации было бы признано, без сомнения, преступным. «Эска» всплыла полностью. Причем всплыла
-    в пределах прямой видимости немцев. Но Маринеско все рассчитал точно - С-13 оказалась между лайнером и берегом. На фоне последнего лодка, даже во всплывшем состоянии, оставалась практически не заметна. «Полный вперед!» - С-13 начала погоню. На максимальных оборотах дизели вибрировали так, что механикам казалось: еще чуть-чуть - и двигатели просто сорвутся с фундаментов. Скорость хода достигла 19,5 узла. Это было опасно - от случайного удара волны верхняя палуба могла сыграть роль гигантского горизонтального руля, и лодка ушла бы под воду с открытым рубочным люком. Зато дистанция до цели неизменно сокращалась. В 23 ч. 8 мин. подводная лодка выпустила три торпеды. Четвертая не вышла полностью, и ее, с оглушительно воющими винтами, пришлось втягивать обратно. Через 15 секунд у фок-мачты «Вильгельма Густлова» взорвалась первая торпеда, за ней в центре теплохода - вторая и под грот-мачтой - третья. Роковой для корабля оказалась вторая, буквально испепелившая машинное отделение корабля, лишившая лайнер хода и электроэнергии.
На войне как на войне
Убедившись в успешности атаки, Маринеско подал команду: «Все вниз!», закрыл рубочный люк и приказал погружаться. А что же немцы?.. Сигнальщики миноносца «Леве» не заметили взрыва торпед и о случившемся ЧП узнали лишь из радиосообщения с лайнера. Сигналы SOS и координаты тонущего корабля перепуганные радисты передали не на той волне, которую постоянно прослушивали в штабе ОВРа, и помощь запоздала. Не найдя подводную лодку, «Леве» вернулся к «Густлову», следом подошли тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», эсминец Z-36, тральщик, учебное судно, сторожевик и транспорт «Геттенген». Начали спасать пассажиров, но тут померещились следы новых торпед, и крейсер удалился, а остальные корабли безрезультатно сбросили 240 глубинных бомб.
Спасти удалось лишь 904 человека. Лайнер (водоизмещение - 25 484 тонны, длина - 208 метров, ширина - 23,5 метра, осадка - 8,2 метра), несмотря на все попытки немцев удержать его на плаву, затонул. Ну а С-13 на пути в базу записала на свой счет еще одну пораженную цель - военный транспорт «Генерал Штойбен».
В связи с гибелью «Вильгельма Густлова» Гитлер объявил в стране трехдневный траур. Вскоре об этом стало известно советской стороне - казалось, настало время заслуженных наград... Но представление А. И. Маринеско на звание Героя Советского Союза, сделанное 20 февраля 1945 года командиром 1-го дивизиона бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского Флота капитаном 1 ранга Александром Орлом, было осуществлено лишь 5 мая 1990 года - посмертно. Александр Иванович Маринеско умер в ноябре 1963 года, так и не познав сладости славы. В трагедии его жизни оказались виновны кабинетные адмиралы, не простившие герою самостоятельности и непредсказуемости характера.
В 1970-е годы польские водолазы обследовали останки «Вильгельма Густлова»: корпус был разорван торпедами на четыре части. То, что осталось от лайнера, было признано нецелесообразным поднимать даже для разборки на металлолом...




Комментариев нет:

Отправить комментарий